История создания одномоторных магнитофонов

Конечно же мы знаем, что советские катушечные магнитофоны "Мелодия" и "Комета" были созданы по образцу или подобию немецких магнитофонов фирмы "Grundig". С этого начинается их история. Но как началась история самих "Grundig"? Какие магнитофоны предшествовали прототипам "Мелодии" и "Кометы"? С чего всё началось и кто занимался их разработкой?

Как известно из истории звукозаписи, первый в мире переносной магнитофон на бумажной, а затем и на полимерной ленте, был создан немецкой фирмой "AEG" в 1935 году. Модель называлась "Magnetophon K1". Перед разработчиками была поставлена задача создать переносной магнитофон, отсюда и наименование модели "К" - Koffer (кофр). В 1936 году фирма AEG представила новую модель магнитофона "K2". 



AEG Magnetophon K1
AEG Magnetophon K2

Полный комплект магнитофона состоял из четырёх предметов: микрофон, лентопротяжный механизм, усилитель, динамик. На фото выше показан только лентопротяжный механихм. На фото ниже - полный комплект.


Лентопротяжный механизм магнитофона строился по трёхмоторной схеме. В результате аппарат был достаточно тяжёлый и не удобный для переноски. Из-за этого использовался в основном стационарно, в студиях. К тому же стоимость такого магнитофона была высока и для большинства недоступна. Инженеры фирмы "AEG" вели разработку более компактных и недорогих магнитофонов, пытаясь построить лентопротяжный механизм на одном моторе, но так и не смогли синхронизировать работу трёх валов. Магнитная лента постоянно рвалась. Так и не добившись положительного результата, от этой идеи отказались.

Во время войны разработки в этой области не велись. Только через пять лет после окончания войны, в 1950 году талантливый немецкий инженер Курт Биер изобрёл и разработал лентопротяжный механизм магнитофона с одним мотором. В 1951 году он запатентовал своё изобретение и предложил фирме "Lumophon" производить магнитофон "Reporter 100". Работа была начата, но финансовое положение фирмы не позволило её продолжить. В мае того же года "Lumophon" был продан Максу Грюндигу (основателю фирмы "Grundig") и Курт Биер предложил Максу производить недорогие магнитофоны для населения. Получив работу и должность в фирме "Grundig", Курт Биер значительно улучшил изначально разработанный механизм протяжки ленты и уже в 1951 году "Grundig" выпустили первые магнитофоны "Reporter 300" в виде шасси для комбинированной аппаратуры или музыкальных шкафов (Musikschrank). Это был самый первый магнитофон "Grundig" и первый магнитофон работающий на одном моторе. А в 1952 году фирма начала выпуск первого переносного катушечного магнитофона "Reporter 500L". Технически он ничем не отличался от предшественника. Это был тот же "Reporter 300", только в чемодане. 


Grundig Reporter 700L

В том же году, после финансовых разногласий с Максом Грюндигом, Курт Биер был вынужден покинуть фирму. Что бы избежать патентного спора, Макс Грюндиг дал указание своим инженерам модифицировать магнитофон, в результате чего был создан двухскоростной (9 и 19) магнитофон "Reporter 700L". Его отличает от предыдущей модели только наличие второй скорости и новое название модели - "TK-700", что бы у Курта Биера не было авторских претензий к названию. С этого магнитофона у фирмы "Grundig" началась аббревиатура "TK" (Tonbandgerät Koffer - Магнитофон в кофре). Примечательно ещё и то, что это был первый магнитофон, который работал на 19-й скорости. Но изменения оказались незначительными, что бы выиграть судебный процесс и Макс Грундиг выплачивает Курту неустойку и опять поручает разработчикам создать, уже свой собственный одномоторный лентопротяжный механизм и изменить внешний вид магнитофона, что бы избежать новых судебных споров. Через несколько месяцев такой механизм был создан, и в конце 1953 года, фирма "Grundig" выпустила модель "TK-9", полностью разработанную своими силами, уже без участия Курта Биера.


Grundig reporter TK-9

Лентопротяжный механизм этого магнитофона стал основой для многих последующих моделей магнитофонов "Grundig", таких как TK-819, TK-820, TK-830, TK-919, TK-920. Не смотря на то, что магнитофон стал более компактным и имел меньший вес, он всё ещё был недоступен многим потребителям из-за высокой стоимости. Разработчики фирмы "Grundig" работали над созданием более простой конструкции механизма и в мае 1955 года фирма выпустила новую модель магнитофона "TK-5". Механизм магнитофона был по прежнему одномоторный, но не имел ничего общего с предыдущими моделями. Вместо клавишного управления режимы на "TK-5" переключались поворотной ручкой. Это первый в мире магнитофон с таким управлением. Интересно, что в то же время, радиоприёмники фирмы "Grundig" впервые стали делать с клавишным переключателем диапазонов вместо поворотной ручки. Магнитофон "TK-5" имел небольшие габариты и вес. Стоимость его была невысока при аналогичном качестве записи и воспроизведения. Магнитофон стал доступен обычному потребителю и был самым массовым магнитофоном того времени. 


Grundig TK-5

Параллельно с разработкой недорогих магнитофонов для массового потребителя, специалисты фирмы Grundig продолжали создавать новые модели магнитофонов на базе ТК-9. Используя тот же механизм с реверсионным движением ленты, уже в 1954-1955 годах создаются новые магнитофоны "Grundig TK-819" и "Grundig TK-820". Они обладали дополнительными функциями, имели две скорости движения ленты (9 и 19) и улучшенные частотные характеристики. 


Grundig TK-820


Фирма "Grundig" выпускала многие модели магнитофонов в нескольких исполнениях: 

  • TK (Tonbandgerät Koffer) - переносные магнитофоны в корпусе чемодана
  • TM (Tonbandgerät Musikschrank) - отдельно шасси без корпуса, усилителя мощности и динамиков, для встраивания в комбинированную аппаратуру
  • TS (Tonbandgerät Schatulle) - в стационарном корпусе, с усилителем мощности и динамиком
  • TR (Tonbandgerät Radio) - в настольном стационарном корпусе, без усилителя мощности и динамика (возможна комбинация с радиоприемником)


Советский Союз в первой половине 50-х годов не производил подобных переносных магнитофонов. В те годы бытовые магнитофоны только начали зарождаться не только у нас, но и вообще в мире. Ведущим производителем в этой области была немецкая фирма "Grundig". Видимо поэтому и были выбраны для копирования магнитофоны именно этой фирмы. 

Нам известно из статьи в книге "Созидатели" (Новосибирск, 2003), что директор Новосибирского завода Точного Машиностроения Королёв М.Н., вернувшись из очередного отпуска - через Москву, - привёз на завод немецкий магнитофон "Грюндик" и, выставив его в КБ, сказал сделать такой же. Собственно с идеи М.Н. Королёва (если верить автору статьи), создать у нас современный бытовой магнитофон, пусть копию, но с лучших мировых образцов, и началась история отечественных магнитофонов "Мелодия", "Аккорд", "Комета", "Кристалл". Как мы видим, завод с этой задачей успешно справился и наш народ получил современные по тем временам бытовые магнитофоны.



Аккорд МГ-9
Мелодия МГ-56

Если директор действительно приехал из отпуска с немецким магнитофоном, то он должен был приехать сразу с двумя моделями "Grundig" TK-820 и TK-5. И если они изначально приобретались с целью разобрать для копирования, то скорее всего нужно было привозить по паре каждой модели. Интересно, где он, находясь в отпуске, в послевоенное время, смог свободно купить передовые магнитофоны капиталистической Германии? Причём не самые дешёвые. А привезти сразу две модели он должен был потому, что фирма "Grundig" в 1955 году выпустила две модели - TK-820 и TK-5 (с которых и делались копии). И уже в следующем году в нашей печати было заявлено о выпуске так же двух новых магнитофонов "Аккорд" и "Мелодия" (аналоги немецких моделей). А ведь нужно было время на разработку документации, подготовку к производству и т.п. Поэтому в печати отрапортовали, а реальный массовый выпуск наших аналогов был начат только в 1958 году. 

Был в Советском Союзе ещё один магнитофон "Аккорд". Разрабатывали его в 1956 году на одном из Московских предприятий. Так же как и в предыдущих случаях прототипом послужил магнитофон фирмы Grundig. До серийного выпуска разработка не дошла. Но выполнен магнитофон качественно.


Аккорд


Фотографии для сравнения:



Односкоростной двигатель с внешним ротором Курта Биера на магнитофонах Reporter 300L, 500L




Двухскоростной двигатель на магнитофонах Grundig TK-819, TK-820, TK-830, TK-919, TK-920
Двухскоростной двигатель на магнитофонах "Мелодия", "Мелодия-2" и предположительно на магнитофоне "Кристалл"




Односкоростной двигатель на магнитофоне Grundig TK-5
Односкоростной двигатель на магнитофоне Аккорд


Не только Советский Союз, создавая собственные магнитофоны, брал за основу немецкие образцы. Была и в Польше своя "Мелодия". В 1958 году польcкая фирма ZRK выпустила магнитофон с названием "Melodia". Это был первый польский магнитофон. Он имел две скорости (9 и 19) и мог выполнять запись и воспроизведение в двух направлениях движения ленты без перестановки катушек. 


Melodia

Механизм магнитофона не похож ни на "Grundig", ни на советскую "Мелодию" МГ-56, хотя внешнее сходство есть. В магнитофоне применён двигатель с внешним ротором, модель SHS-36, производства Польской фирмы "Tonsil Wrzesnia". Корпус производил кооператив инвалидов. Магнитофон рассчитан на использование катушек №18. В корпусе установлен один динамик польской фирмы Tonsil, модель GD-18-13/2f (2 Вт / 4 Ом). С 1962 года выпускалась вторая версия магнитофона с тем же названием, в красно-бежевом корпусе. В отличии от магнитофона первого выпуска, был установлен "современный" овальный индикатор записи, взамен круглого, изменена фурнитура и исчезли латунные шильдики с названием клавиш. 


Melodia (второй выпуск)