Магнитофон "Аккорд"

Новосибирский завод ТочМаш был не единственным предприятием в Советском Союзе, которое копировало немецкие магнитофоны. В том же 1956 году ещё оно отечественное предприятие для разработки своего магнитофона взяло за основу магнитофон фирмы Grundig. Только на этот раз прототипом стал самый передовой из бытовых магнитофонов той поры - Grundig TK-920. Первые магнитофоны этой модели поступили в продажу в Западной Германии в 1955 году, а уже в 1956 году в Советском Союзе приступили к созданию копии этого магнитофона. Нужно отметить, что даже в Германии это был очень дорогой аппарат, который был недоступен большинству населения. Внешне он похож на Grundig TK-820, но усилитель более мощный. На лицевой панели добавлены ручки-колёса, вентиляционные отверстия и самое интересное – это световая индикация режимов работы. В отличие от TK-820, у 920-го под клавишами установлены лампочки, которые включаются в соответствии с нажатой клавишей.

Разработкой Советского аналога предположительно занимался Московский НИИ-10, который в 1973 году был переименован во ВНИИ «Альтаир». После войны в институте существовал отдел с опытным цехом, где разрабатывались электроприборы: потенциометры, трансформаторы, кнопки, моторы, источники питания, тестеры. В 1955г. образована лаборатория электропитания.

Некоторые детали магнитофона конечно мог произвести и небольшой опытный цех института, но для производства корпуса, пластмассовых деталей, литья металла, нужен большой завод с хорошими производственными мощностями. Судя по военной продукции, которую выпускал «Альтаир», такие возможности у института были.

В 1957 году магнитофон был создан. Получил он название «Аккорд». Очень странно, но в то же время на Новосибирском заводе ТочМаш тоже был создан магнитофон «Аккорд», прототипом которого стал Grundig TK-5. С какой целью НИИ-10 создавал новый магнитофон? Для дальнейшего запуска в серию? По заказу военных? А может быть на два завода поступило общее задание на разработку магнитофона «Аккорд», чтобы отобрать лучшую работу? Неизвестно. В любом случае, магнитофон был сделан.



АккордGrundig TK-920

Посмотреть сравнение



В серийное производство магнитофон не пошёл. Так и остался в виде опытного образца.
При первом осмотре, мне показалось, что это Grundig, переделанный на советскую элементную базу, но чем больше я его изучал, тем меньше немецкого я в нём находил. От TK-920 в этом магнитофоне осталось только пустое шасси. Всё остальное создано на отечественном производстве. Сделан магнитофон был одновременно с Новосибирскими Мелодией МГ-56 и Аккордом МГ-9. Может быть потому, что не пошёл в серию Московский «Аккорд», это название перешло к Новосибирскому магнитофону? В первом упоминании в печати про Новосибирский «Аккорд» было сказано, что его назвали «Мелодия».
Конечно же затраты на создание опытного образца были большие. Скорее всего планировали запустить его в массовое производство, т.к. для ведомственного использования не стали бы делать эмблему и отливать заново элементы корпуса и раму.

На то, что производитель относился к военному ведомству, указывают различные косвенные признаки. На многих деталях магнитофона есть децимальные номера изделий, которые принадлежат НИИ-10. К тому же на некоторых конденсаторах и радиолампах стоит штамп военной приёмки (лампы 1956 года). Вся схема собрана на сопротивлениях МЛТ, что в 1956 году было доступно не любому производству. 

 

КОРПУС

Корпус магнитофона «Аккорд» имеет те же габаритные размеры, что и корпус TK-920 - 420*420*260 мм, вес 26 Кг.  Внешне корпуса обоих магнитофонов очень похожи, но при внимательном рассмотрении видно, что есть отличия.

Красный (родной) цвет корпуса не встречается у Грюндиков. Такой цвет имеет корпус Польского магнитофона «Мелодия» (правая фотография).

 

Две ниши для мелочёвки под откидной крышкой у немецкого магнитофона сделаны во всю глубину корпуса, у магнитофона «Аккорд» они мелкие. Связано это с тем, что в немецком магнитофоне боковые динамики круглые, небольшого размера, а у нашего магнитофона овальные и занимают больше места. В магнитофоне «Аккорд» установлено три динамика: центральный 5ГД-14 и два боковых 1ГД-9 (Рязанского радиозавода).

 

На двух боковых рейках внутри корпуса есть отверстия для крепления рамы с механикой. В немецких магнитофонах, так же, как и в Новосибирских для крепления рамы применяются специальные скобы с гайкой, под которые в боковых рейках просверлено по два отверстия на каждую скобу. В корпусе магнитофона «Аккорд» рама крепится к рейкам шурупами и соответственно имеет по одному отверстию на каждое место крепления.

  

У Аккорда пластмассовые накладки на вентиляционные решётки лицевой панели офрезерованы из прозрачного оргстекла и покрашены краской. У TK-920 литые пластмассовые.

 

Разметка под вентиляционные отверстия в днище корпуса производилась рейсмусом вручную. Задняя дверка не такая как у «Мелодии» МГ-56, точно совпадает с дверкой TK-920-го, может быть и от него. Молдинги выполнены из винила, у МГ-56 из алюминия.

 


Замочки на корпусе магнитофона установлены отечественного производства. Они по форме отличаются от немецких. Ткань под декоративной решёткой красного цвета, в тон с корпусом. У Grundig и у Новосибирских магнитофонов ткань всегда применялась коричневая. Нащельник у «Аккорда» прибит гвоздиками (видно на фото ниже), У Новосибирских и немецких магнитофонов использовались латунные кнопки с полукруглыми шляпками.

 

Лицевая панель магнитофона выполнена из металла с последующей окраской. Сверху на панель крепится пластиковая декоративная накладка с крышкой блока головок. У магнитофонов Grundig и Мелодия МГ-56 в крышке блока головок просверлены сквозные отверстия для крепления надписи. В данном магнитофоне отверстий нет, как и следов от клея, если надпись крепилась на клей.Есть и другие мелкие различия в пластмассовой накладке у Аккорда и Grundig.

 


Прорези под ручки подпиливались вручную, видимо не очень точно рассчитали их положение. Так же подтачивался и металл под регуляторы, тоже ошибка в расчётах. 

 

Отличается и расстояние между ручками, соответственно и рисунок медного шильдика под ручками тоже разный.

  

Изгиб верхней линии окна в металлической лицевой панели у немецкого магнитофона более фигурный. 


Окна под лампочки в латунном шильдике вытачивались вручную и это было сделано достаточно криво. Странно, почему изначально их не сделали? Может быть не позволяли возможности станка? По углам видна разметка под окна, которая была нанесена изначально. Возможно там и надписи были, обозначающие функцию клавиш. Окна или отверстия над лампочками в любом случае должны были быть. Отказаться совсем от применения лампочек не могли, т.к. в отличие от модели TK-820 (или Мелодия МГ-56), в данном магнитофоне все клавиши без фиксации, поэтому без лампочек невозможно определить в каком режиме находится магнитофон. 

У TK-920 в каждом окошке вставочка из оргстекла, под которой белая плёнка с надписью. В магнитофоне Аккорд просто наклеена матовая пленка.

 

А вот циферблаты под ручки-крутилки скопировали с Grundig. У новосибирских магнитофонов они были изначально другие. Хотя на одной из совсем ранних Комет мне встретились циферблаты похожие на немецкие, но всё равно кометовская красная точка на них присутствует.

   

Интересно, что у магнитофона «Аккорд», левый и правый циферблаты разные. Возможно один из них остался от немецкого магнитофона, а второй сделан самостоятельно. Разное написание цифр. Центральная выемка не закрашена, но она есть.

 

Отсутствует два шильдика: скорость 9/19 и название модели. Примечательно то, что в местах под эти шильдики нет следов клея. Значит их не было изначально.

 

Шильдики на откидной крышке у TK-920 и у Аккорда разные по форме, соответственно и окна под них разные. Значит сама крышка тоже скопирована.

  

Ручки-колёса у магнитофона «Аккорд» в диаметре 40 мм, у Мелодии МГ-56 – 45 мм. 

Ручки-крутилки у «Аккорда» выше, чем у Кометы на 1 мм. В остальном точно такие же. С магнитофоном Grundig TK-920 все ручки по размерам полностью совпадают, но выполнены из разной пластмассы, по цвету и фактуре.

 



 

 

 

РАМА С КИНЕМАТИКОЙ

Сама рама отлита из металла, не крашенная, и имеет очень кустарный вид. Литьё грубое. Немцы отливали рамы к магнитофонам очень качественно и всегда красили под золото. Новосибирские рамы под кинематику тоже очень качественно отливались с последующей окраской.

 

Высота стоек под валы переменных сопротивлений отличается у TK-920 и Аккорда.

 

Двигатель у магнитофона Аккорд отличается от Новосибирских и немецких. Выполнен очень качественно. Обмотка залита краской, чего нет у аналогичных двигателей. Модель двигателя неизвестна. Есть только надпись: «ЛИ5.СБ00 №3 1956 г.». Сбоку у двигателя прикручена клеммная площадка такая же как у TK-920. У магнитофона МГ-56 площадка другая. Жгут проводов, идущих от клемм к разъёму, остался от немецкого магнитофона, провода в нём в цветной шёлковой оплётке. Есть на раме магнитофона несколько кембриков жёлтого цвета, которые так же остались в наследство от немецкого прототипа. 

 

Муфты так же изготовлены самостоятельно. Вал у муфт в диаметре на пару десяток больше, чем у МГ-56, поэтому муфты и подкатушечники не взаимозаменяемы. Диаметр у подкатушечника в верхней части на 3 мм меньше, чем у МГ-56, но полностью совпадает с TK-920.


Пластмассовые детали у магнитофона выполнены из синего пластика. Grundig тоже иногда применял цветной пластик, но на пластмассовых деталях данного магнитофона есть децимальные номера отечественного производителя. Из синего пластика отлиты головки, разъёмы, предохранительные колодки, муфты, каркасы трансформаторных катушек.


Диаметр счётчика расхода ленты такой же как у TK-920. У Мелодии МГ-56 счётчики немного больше в диаметре. Циферблат и стрелки счётчика магнитофона Аккорд и TK-920 отличаются. Написание цифры "4" разное, так же как на циферблатах под ручками.

 




БЛОК ГОЛОВОК

Блок головок практически не отличается от оригинала. На катушке электромагнита и на разъёмах заводской номер. Прижимов магнитной ленты почему-то не было.

 


На электромагните (фото выше) краской написан номер три. На двигателе тоже №3. Возможно пробных магнитофонов было несколько.

Стирающие и универсальные головки так же скопированы с оригинала. Внешне и по габаритам ничем не отличаются от немецких. В Новосибирске на головках ставили клеймо "ОТК", на немецких клеймо "Grundig". Далее на фото сравнение головок магнитофонов Grundig, МГ-56 и Аккорд.



 

 

Разъёмы блока головок:

 


Магнитофоны реверсные, соответственно две пары головок настроены на разную высоту, что бы считывать верхнюю часть плёнки или нижнюю. В магнитофоне Grundig разную высоту площадок под универсальные головки обеспечивает их форма; плоская и изогнутая. У магнитофона Аккорд площадки одинаковые, плоские, и разницу высоты обеспечивают пружины под этими площадками. Отличаются и две внутренние стойки около тон-вала.

 




ШАССИ С ЭЛЕКТРОНИКОЙ

Само шасси осталось от немецкого магнитофона Grundig TK-920 с номером 08937 (ориентировочно 1955 год). Покрыто краской под золото. Клавишный переключатель тоже немецкий и видимо его механизм не разбирался.  Всё остальное на шасси отечественного производства. Радиолампы, реле и некоторые элементы остались на своих местах, только заменены на отечественные аналоги.

 

Усилитель магнитофона собран на лампах 6ж2п, 6н2п, 6н2п, 6п14п. Генератор на лампе 6п1п. Индикатор 6е5с.

Все большие реле имеют маркировку производителя магнитофона (ЛИ). Часть реле марки РМУ Ленинградского завода «Красная Заря». Два реле Харьковского релейного завода. Как уже говорилось выше лампы и некоторые конденсаторы имеют штамп военной приёмки. Вся схема выполнена на сопротивлениях серии МЛТ. Панельки под радиолампы заменены на отечественные.

 

Контактные площадки, на которых распаяны радиодетали, остались немецкие. Видимо контактов на них не хватило, поэтому дополнительно добавлены площадки отечественные, с пронумерованными контактами. Но фото ниже дополнительная площадка отмечена стрелкой. Эти площадки не крепятся к шасси, а висят за счёт ножек радиодеталей.

 


Есть интересное реле-триггер с храповиком. При первом срабатывании контакты замыкаются, при повторном срабатывании размыкаются. Точно такое же реле установлено в TK-920, но на обмотке отечественного децимальный номер "ЛИ", а у немецкого шильдик их производителя.

 

Некоторые дополнительные кронштейны на шасси сделаны из алюминия и на них видны следы ручной обработки. Один из них - кронштейн под индикатор 6е5с. Он отличается от оригинала, т.к. наша лампа выше немецкой, поэтому штатный кронштейн не подошёл. Интересно, что панелька на нём установлена фарфоровая.

 


Переменные сопротивления регуляторов установлены отечественные. Они по габариту отличаются от немецких, и установлены иначе. Поэтому ручки на них расположены ближе друг к другу. Немецкие сопротивления закрыты металлическим съёмным кожухом.

  

Одно переменное сопротивление очень интересно переделано. Вал у него удлинён, проходит через крышку, и сзади к корпусу прикреплена контактная группа на гетинаксе. При повороте вала до конца, контакты замыкаются. Как такое планировалось пускать в серию непонятно.

 

Переключатель с правой стороны скопирован, но немножко отличается от оригинала.