Магнитофон "Комета"

Магнитофон "Комета"


Комета

Информация из виртуального музея и справочника:

Катушечный магнитофон "Комета" с 1959 года выпускал Новосибирский завод точного машиностроения. Магнитофон ''Комета'' предназначен для записи и воспроизведения музыки, речи и различных шумовых эффектов. Он позволяет производить запись с микрофона, приёмника, звукоснимателя, радиолинии и перепись фонограмм с другого магнитофона. В модели применена двухдорожечная запись. Носителем звука служит ферромагнитная лента типа СН и 1, 2. Магнитофон позволяет записывать или воспроизводить фонограммы со скоростью 4,76, 9,53, 19,05 см/сек  При использовании кассет № 15 ёмкостью 250 м ленты, длительность звучания записи на каждой из 2-х дорожек составит в первом случае 92, во втором 44 и в третьем 23 минуты. На меньшей скорости целесообразно записывать разговорную речь а на двух больших музыкальные произведения. Общее отклонение скорости ЛПМ от номинальной на скорости 19,05 см/сек 3%. Суммарный коэффициент детонации ~ 0,5%, частота генератора тока стирания и подмагничивания 45 кгц. Чувствительность с микрофона 3 мв, звукоснимателя 200 мв, радиосети 10 в. Диапазон звуковых частот воспроизводимых на большей скорости 50...10000, на средней 100...6000 и на меньшей 100...3500 Гц. Нелинейные искажения сквозного канала на частоте 400 гц, при максимальном уровне записи и номинальной выходной мощности 5%. Уровень собственных шумов (динамический диапазон) ~35 дб. Номинальная выходная мощность при максимальном уровне записи на ленте 1,5 вт. Магнитофон питается от сети 127/220 в. Потребляемая мощность от сети в режиме записи 40, воспроизведения 52, перемотки 65 Вт. Габариты модели 410х410х210 мм, вес 15 кг. В магнитофоне 3 ручки управления: регулятор уровня сигнала при записи и воспроизведении, регулятор тембра, переключатель скорости, предохранительная кнопка механически блокирующая запись от ошибочного стирания, кнопка наложения позволяет на имевшуюся запись записать новую, при воспроизведении они будут прослушиваться одновременно, клавишный переключатель рода работ: клавиши запись, воспроизведение и стоп. Магнитофон собран на 3-х радиолампах 6Н1П, 6Н2П и 6П14П. Индикатором записи служит лампа 6Е5С. В магнитофоне применено 3 громкоговорителя 1ГД-9.

Выпуск магнитофонов "Комета", согласно записи в технической литературе, был начат в 1959 году и назывался магнитофон просто "Комета" (пока ещё без приставки "МГ-201"). Возможно первые магнитофоны поступили в продажу только в 1960 году, а в 1959 году они только разрабатывались. В пользу этого говорят некоторые косвенные признаки, которые можно заметить сравнивая магнитофон "Комета" с более ранним магнитофоном "Мелодия" МГ-56. Например, клавишный механизм, установленный в "Комете" применялся в МГ-56 только начиная с 1960 года. В 1959 году такой конструкции механизма ещё не было на серийно выпускаемых магнитофонах. Форма двух круглых кнопок с расширяющейся нижней частью, так же появилась у "Мелодий" только с 1960 года. 

Прототипом корпуса магнитофона "Комета" является корпус магнитофона "Grundig" TK-830 1957 года выпуска (только корпус, не конструкция магнитофона), а дизайн лицевой панели напоминает магнитофон "Аккорд" МГ-9. 

Первая партия магнитофонов "Комета" была не очень большая, не более 1000 экземпляров (возможно даже не более 500). На них отрабатывались всевозможные недочёты, устранялись ошибки. В результате конструкция магнитофона подверглась небольшой модернизации и с начала 1961 года завод начал выпускать обновлённую версию магнитофона, которая получила название "Комета" МГ-201. Внешне магнитофон не отличается от первой версии. Небольшие изменения видны только в конструкции. Ниже приведено сравнение магнитофонов "Комета" и "Комета" МГ-201.


ШАССИ

В магнитофоне "Комета" установлено подстроечное сопротивление для точной настройки индикатора записи в маленьком корпусе (на первом фото ниже). Во всех магнитофонах МГ-201 это сопротивление в корпусе побольше (0,5 Вт, второе фото). Отверстие в шасси для посадки этого сопротивления имеет диаметр 4 мм у "Кометы", во всех шасси МГ-201 это отверстие 6 мм. Для справки: тип этого сопротивления выяснить не удалось. По габаритам аналогичное - СП-0,125, но у него резьба М5, а у кометовского резьба М4.

 

 

В "Комете" установлена контактная площадка для проводов идущих к динамикам. Во всех МГ-201 провода идут напрямую в подвал шасси. При установке шасси в корпус, или наоборот, при вытаскивании из корпуса, контакты цепляются за магнит динамика. Очень не удобно. Приходится постоянно за ними следить, что бы не выломать. Скорее всего из-за этого площадку убрали совсем в МГ-201. Площадка не самодельная. Заводская.


Кронштейн для крепления электролита С26 (по электрической схеме первого выпуска) в "Комете" крепится к шасси на двух винтах. Во всех МГ-201 до 1966 года этот кронштейн приваривается точечной сваркой, как и кронштейн под четыре электролита, расположенный рядом. По электрической схеме этот электролит (С26) подключен параллельно с электролитом С25, как дополнение к нему, для улучшения фильтрации выпрямленного напряжения. Но конструктивно вынесен на отдельную стойку, которую прикрутили к шасси винтами. Скорее всего изначально его не планировали устанавливать и на общей стойке места для него не предусмотрели, соответственно для "Кометы" шасси выпустили без этого кронштейна. С 1961 года кронштейн к шасси приваривали, а с 1966 года кронштейн просто отгибали из самого шасси. 

 


Ещё интересная деталь. Рядом с электролитом С26 установлен электролит С28 (маленький, вертикально). Он крепится к шасси на двух винтах. Отверстия в шасси под эти винты почему-то дублируются рядом, хотя конденсатор в них никак не поставить, он будет мешать конденсатору С26.

 

Если предположить, что электролита С26 изначально всё-таки не было, а С28 изначально был установлен в левую пару отверстий (вторых отверстий в шасси не было), то при установке дополнительного конденсатора С26, конденсатор С28 пришлось сместить и под него сделали ещё пару отверстий правее. Не понятно, почему тогда все четыре отверстия присутствуют на всех шасси до 1963 года включительно (у более поздних не проверял)? 

На магнитофоны "Комета" и "Комета" МГ-201 всегда устанавливались кнопки и клавиши такие же, как на магнитофоны "Мелодия" МГ-56 1960 модельного года. На более ранних "Мелодиях" (1958-1959 годов выпуска) кнопка кратковременной остановки ленты (КК) и кнопка наложения записи (КН) были в виде цилиндра и лишь с 1960 года форму кнопки изменили, сделали выступ в нижней части. Сделано это было из-за изменившейся с 1960 года конструкции всего клавишного механизма.

 


КОРПУС

На лицевой панели магнитофона "Комета" 1960 года выпуска нет отверстий для крепления шильдика "ЗАПИСЬ-СТОП-ВОСПР." Во всех магнитофонах МГ-201 эти отверстия есть.

 

Задняя крышка у "Кометы" сделана из более тонкого металла, около 1 мм, и более лёгкая (фото ниже). Сталь светлая, имеет цвет как алюминий, но магнитится, т.е. не алюминий. В магнитофонах МГ-201, даже ранних, обычная чёрная сталь, толщина 1,2 мм.

 

Нижняя вентиляционная решётка у магнитофона "Комета" крепится по малым сторонам. Соответственно в корпусе вырезы под винты только по малым сторонам, причём вырезы запилены вручную, т.е. изначально не планировались. Возможно хотели крепить решётку на шурупах к корпусу? Во всех магнитофонах МГ-201 решётка крепится по большим сторонам и вырезы в корпусе соответственно по большим сторонам и сделаны сверлом или фрезой. Есть корпуса МГ-201 у которых вырезы по большим и по малым сторонам, видимо переходной вариант, но вырезы всё равно сделаны на станке. У корпуса "Кометы" вырезов по большим сторонам нет совсем. 

  


Контактная площадка акустической системы в "Комете" установлена ближе к центру магнитофона, соответственно отверстия под неё расположены ближе к центру. Во всех магнитофонах МГ-201 она расположена одинаково, дальше от центра.


В магнитофоне "Комета" пластина с центральным динамиком крепится к корпусу винтами М3. Винты заводские, заделаны в корпус. В пластине ответные отверстия тоже диаметром 3 мм. Во всех магнитофонах МГ-201, даже с корпусом 1960-го года выпуска, винты М4 и отверстия в пластинах диаметром 4 мм.



РАМА

Рама у магнитофона "Комета" тоже имеет небольшие отличия от рамы магнитофона МГ-201. Видимо учли все недочёты рамы первого выпуска и сделали вторую форму для отливки рам. Ниже на фото показаны места, в которых рамы отличаются.

 

На фото ниже видно как сточили рёбра жёсткости перекладин, оставив только места с резьбой. Эти рёбра не позволяют установить двигатель. В новой версии рамы эти рёбра отсутствуют.

 

 

В магнитофоне "Комета" в моторы вкручены резьбовые шпильки с гайками. Возможно первые моторы собирали на шпильках. А затем, решив ускорить этот нетехнологичный процесс перешли на винты. Во всех магнитофонах МГ-201, в моторах установлены длинные винты. 


БЛОК ГОЛОВОК

Левая контактная стойка на блоке головок у магнитофона "Комета" имеет болт и гайку под ключ 11 мм. У всех МГ-201 эта пара 10 мм.