Отличия в конструкции магнитофонов "Мелодия" МГ-56 разных годов выпуска

Информация, представленная в этом разделе, является результатом моих наблюдений, основанных на личном опыте по ремонту и восстановлению магнитофонов "Мелодия" МГ-56 и "Комета" МГ-201. Я ничего не утверждаю и не доказываю, а просто делюсь этой информацией.


КОРПУС

Накладка на ручку в магнитофонах до 1962 года изготавливалась только из латуни. В магнитофонах 1962 года наряду с латунной встречается и пластиковая. В магнитофонах "Комета" МГ-201 пластиковая накладка появилась с 1963 года, до этого была латунная. Ручка в "Мелодии" и "Комете" одинаковая и взаимозаменяемая. Возможно на заводе в конце 1962 года освоили выпуск ручек с пластиковой накладкой и стали применять такие ручки и на "Мелодии" и на "Комете". Кстати, выемка в ручке под латунную и пластиковую накладку одинаковая, т.е. накладки взимозаменяемые, но отверстия в ручках (для крепления накладок) могут отличаться по диаметру.



Декоративное латунное кольцо под ручкой в магнитофонах 1958 года больше по внешнему диаметру, чем у магнитофонов последующих лет выпуска, от 1959 и далее.

 


Корпуса магнитофонов производились двух цветов (фото ниже). "Кирпичный" цвет корпуса (слева) встречается реже. В основном все магнитофоны были под цвет брезента. Корпуса кирпичного цвета производили весной 1958 года и весной 1961 года. Причём, весной 1961 года в такой дерматин оклеивали и Кометы МГ-201. В первых магнитофонах МГ-56, начала 1958 года, декоративная решётка,опоясывающая корпус, более тёмная (тёмно-коричневая). С середины 1958 года цвет решётки изменили на светло-коричневый (на следующем фото) и таким он остался до конца выпуска магнитофонов МГ-56. Рисунок дерматина (ледерина) в корпусах 1958 года отличается от последующих выпусков. 

   


В ранних корпусах 1958 года на резьбовые стойки одеты металлические втулки и бумажные шайбы, прикрывающие стопорные шайбы. Втулки по высоте равны резиновому амортизатору. С конца 1958 года во всех магнитофонах "Мелодия" МГ-56 амортизатор одевается прямо на резьбовую стойку, без втулок и бумажных шайб. В магнитофонах первой тысячи (серийные номера до 1000) деревянный брусок с резьбовыми стойками имеет вырезы на боковой грани (на второй фотографии ниже). Эти вырезы сделаны для опорных стоек шасси. Монтировать магнитофон в такой корпус довольно сложно, шасси постоянно цепляется за бруски. Начиная со второй тысячи, в корпусах уменьшили ширину бруска и убрали вырезы (первая фотография ниже). Такими бруски будут до конца выпуска магнитофонов "Мелодия".

 


В середине 1958 года была партия корпусов с двойным амортизатором (на фото ниже). Дело в том, что деревянный брусок, на котором крепятся резьбовые стойки, имеет толщину 16 мм, тогда как во всех остальных корпусах (всех годов выпуска) толщина бруска 20 мм. Что бы добавить недостающие миллиметры, на каждую резьбовую стойку, под стопорную шайбу подложили резинку, по форме амортизатора.   



Наклейка на задней крышке в 1958-59 годах выполнена на золотистой бумаге. С 1960 года на желтой бумаге. Задняя крышка может быть окрашена разной по текстуре краской. Шляпки у заклёпок с внешней стороны задней крышки в магнитофонах 1958 года выпуска были меньшего диаметра. С 1959 года диаметр шляпок увеличили, т.к. заклёпки проваливались в отверстия.





Серийный номер в 1958 году был написан вручную на бумажном шильдике. Бланк шильдика изготовлен типографским способом. До середины 1958 года шрифт на бланке был другой, а год обозначался двумя цифрами "19____". В конце 1958 года стали использовать новые бланки с тремя цифрами "195____". С 1959 года и далее бумажные шильдики клеить перестали, а номер стали выбивать на металлическом шасси.

   

Поскольку "Мелодия" копировалась с немецкого "Grundig", то и бумажные шильдики тоже делались в соответствии с прототипом. Немцы тоже делали бумажные шильдики, только номера печатали, а не писали вручную.

 

Лицевая панель в разные годы выпуска имела различный цвет, так же как и крышка отсека для ЗИПа. В цветовом решении разных лет прослеживается такая окраска: весна-лето 1958 года - бежевая крышка, шоколадного цвета панель; осень 1958 года - зеленоватая крышка, бордовая панель; 1959 год - бежевая крышка, кирпичного цвета панель; с 1960 года встречается бордовая крышка. Металлическую часть лицевой панели с самого начала выпуска красили в цвет брезента и структура краски имела шероховатую поверхность. В 60-е годы иногда красили молотковой эмалью серого цвета (чаще в поздних магнитофонах с 1962 года).

  весна-лето 1958


осень 1958







Латунная надпись "Мелодия" в 1958 году немного отличается от последующих выпусков. Места крепления этой надписи на некоторых магнитофонах 1958 года тоже могут отличаться от более позднего выпуска. Соответственно отличается и расположение отверстий для крепления этой надписи в крышке блока головок.




На следующей фотографии первая надпись с крышки магнитофона. Она крупнее, чем на лицевой панели. Две последние от магнитофонов 1958 года, остальные от магнитофонов 1959 года выпуска.



Пластик ручек, клавишь, переключателя в магнитофонах 1958 года более светлый. С 1959 года применялся пластик с желтоватым оттенком. Ручка регулятора тембра в ранних моделях 1958 года с эксцентриком, размыкающим контакты при перемещении ручки в крайнее верхнее положение. Данная контактная группа отключает звук. В более поздних магнитофонах 1958 года и до конца выпуска, вместо этой контактной группы был установлен патанциометр с выключателем.




Замки на корпусе в 1958 году делали с ключом. В 1959 году и далее без ключа. Соответственно конструкция и детали замков тоже имеют небольшие отличия. На корпусах 1958 года применялись омеднённые шурупы.




Алюминиевые молдинги в первых магнитофонах 1958 года выпуска (на фото ниже слева) были с накаткой и с другим покрытием. Сам металл более жёсткий, полированный и покрыт как-будто желтоватым лаком. Похоже, что не гальваническое покрытие. А вот более поздние магнитофоны выпускались с молдингами "позолоченными" гальваническим способом и имеют более тёмный оттенок и другой профиль.



Накладка внутри крышки у одного магнитофона 1958 года отличается по цвету, но это не отличие от других годов выпуска, просто заметил. Скорее всего это относится к цвету самого корпуса. У корпуса "кирпичного" цвета более светлая накладка.



Цвет ручки и соответственно цвет декоративной решетки на корпусе магнитофонов начала и середины 1958 года выпуска более темный (тёмно-коричневый). Начиная с осени 1958 года и далее, цвет ручки светло-коричневый, как и декоративная решётка. Вообще этот цвет имеет разные оттенки даже у магнитофонов одного года выпуска. Возможно это зависит от хранения магнитофона, на солнце или в тени.



Крепёжные лепестки у латунной накладки на ручку в магнитофонах 1958 года из нелужённой латуни, с 1959 года и далее латунь стали лудить. Штекеры разъёма Ш6 (подключение динамиков) в 1958 году делали из цельной трубки с выемками, с 1959 года и далее делали из катаной трубки. 

 


С начала 1962 года на лицевую панель устанавливался латунный шильдик нового образца. На фото ниже сверху покалан новый шильдик, ниже, шильдик старого образца (1958-1961 гг). На обновлённом шильдике более крупный шрифт, что привело к сокращению слов.

 


РАМА С КИНЕМАТИКОЙ

Как правило в магнитофонах "Мелодия" МГ-56 цвет рамы - зелёный. Светлее или темнее, но зелёный. Только в 1962 году цвет рамы изменили на коричневый и серый. Но встретился мне магнитофон начала 1958 года выпуска с тёмно-коричневой рамой. 

 

 



Пластик у подкатушечников в магнитофонах первой половины 1958 года какой-то полупрозрачный. В магнитофонах более поздних, даже 1958 года выпуса, пластик одинаковый и не такой прозрачный. К тому же на ранних магнитофонах на подкатушечники снизу наклеено фетровое кольцо. В дальнейшем фетр не клеели.

  


Встретился магнитофон 1958 года выпуска с гайками крепления рамы круглой формы, с насечкой. Возможно это не штатные гайки, т.к. больше таких не встречал. В остальных магнитофонах стоят обычные шестигранные увеличенные гайки, под ключ на 8. Кстати, в ранних магнитофонах "Комета" тоже применялись гайки под ключ на 8, позднее ставились только под ключ на 7.



Стойка крепления счетчика в магниофонах 1958 года выпуска (на фото ниже зелёный с лампочкой и коричневый) отличается по форме от последующих выпусков. Она имеет два боковых выреза для разъёма. Данный разъем предназначен для отключения провода (видно в коричневом счётчике), идущего от трансформатора к лампочке счётчика. В дальнейшем разъем убрали, а провод припаивали к лампочке напрямую. А вот контакт для лампы в зелёном счётчике, скорее всего самодельный. Но интересно то, что в ранних счётчиках есть отверстие с резьбой (куда вкручен этот контакт), но для чего оно предназначено не понятно. Скорее всего туда крепился (или планировали крепить) патрон для лампочки. 


Патрон скорее всего был, или его планировали ставить, т.к. на самых ранних счётчиках нет отверстия с резьбой для крепления скобы, прижимающей лампу (видно на фото ниже). Как-то лампа должна была держаться? Нет такого отверстия и на коричневом счётчике.


У самых ранних счётчиков 1958 года нижняя часть корпуса была меньшего диаметра. На фото ниже, слева счётчик от раннего магнитофона 1958 года, справа счетчик от магнитофона тоже 1958 года, но более позднего. Такое же тонкое основание у коричневого счётчика, он тоже от раннего магнитофона.



Стойка счетчика 1958 года (на фото зелёный с лампочкой и коричневый) имеет еще несколько отличий. Не такие овальные формы загибов, немного другая форма ребра жесткости (треугольник возле отверстий для винтов). Значит была изменена пресс-форма для отливки этих деталей. Зачем?



Разъем «Ш4» в магнитофонах 1958-го года выпуска имел прямоугольную форму. С 1959 года он был разделён на два круглых. Планка, на которую он крепится, Г-образной формы в сечении в магнитофонах 1959 года. С 1960 года и далее разъем не изменился, а пластина, на которую он крепится, стала другой. И ещё одно изменение, на поздних выпусках магнитофонов нет экрана на дополнительной группе контактов переключателя скоростей.

    


Номер на шасси в 1958 году имеет формат «СБ002-№0000», в 1959 году «СБ03-№0000», с 1960 года просто цифры «000».



Гайки крепления контактных площадок муфт в 1958-59 году ставили круглые со шлицем. С 1960 года ставили шестигранной формы.


Сами муфты в разные годы выпуска изготавливали из разного материала. Самые ранние муфты 1958 года - из нешлифованного текстолита. Затем из гетинакса, а в 60-е годы из пластмассы.

  


С конца 1958 года на раму был установлен фиксатор (или направляющая) пасика левого промежуточного вала. До этого в магнитофонах не было даже отверстий для его установки. Есть и ещё мелкие различия в рамах ранних "Мелодий" от  последующих. Значит они, как и счётчики, отливались по другим пресс-формам. Стало быть в конце 1958 года произошла смена пресс-форм для алюминиевых деталей.

 


Пружины под головками в ранних магнитофонах 1958 года светлые. В более поздних магнитофонах 1958 года и далее до конца выпуска - чёрные.

 


Боковые стойки до середины 1958 года были не разборные (на фото ниже слева). Начиная с середины 1958 года конструкцию стоек изменили, сделали разборные (на фото ниже справа).



Площадка блока головок в магнитофонах 1958 года выпуска имеет гладкую поверхность. С 1959 года поверхность с насечкой.



Механизм прижима ленты изначально был скопирован с магнитофона Grundig, как и остальные узлы. В ранних магнитофонах, начала 1958 года выпуска, установлены прижимы с роликами, как в немецком магнитофоне. Ниже на первой фотографии прижимной механизм "Grundig", на второй фотографии прижимной механизм "Мелодии" МГ-56 начала 1958 года.

 

Видимо такая конструкция была дорогой или не практичной, или по другим соображениям, но в середине 1958 года её заменили на прижимы без роликов. Не скажу, что это хуже или лучше, просто факт. Такая форма прижимов (фото ниже) встречается в магнитофонах выпущенных осенью 1958 года (серийные номера примерно 1600..2100). Возможно был опытный вариант, т.к. в дальнейшем вернулись к прежней конструкции, только без роликов. Мне эти прижимы нравятся больше всего. Они имеют большую длину и поджимают плёнку к промежуточным столбикам, не давая ей сползать. А роликовые прижимы самые не надёжные и капризные.


А уже с конца 1958 года и далее до конца выпуска этих магнитофонов, был установлен прижим изначальной формы, но уже без роликов, а просто с площадкой на которой приклеен фетр. Хотя вырезы под ролики остались.

Универсальные головки на первых магнитофонах МГ-56 начала 1958 года выпуска скопированы с немецких. Уже в сентябре 1958 года головки были другими и такими они остались до конца выпуска.

  

На магнитофоне "Мелодия" МГ-56, выпущенном в начале апреля 1958 года, все головки на разъёмах, как в Grundig. Поворотные площадки имеют ту же конструкцию, что и немецкие. На фото ниже слева площадка и универсальная головка от магнитофона Grundig TK-5, справа от МГ-56.

 

 

На фото ниже стирающая (чёрная) и универсальная (красная) головки от магнитофона "Мелодия" МГ-56, выпущенного в апреле 1958 года.

 

С 1962 года начали устанавливать стирающие головки нового образца. Причём, устанавливали их прямо на контактную группу от старых головок. Такие же головки устанавливали на магнитофон "Комета". 

 


На самых первых магнитофонах 1958 года выпуска металлический каркас прижимного электромагнита проходил очень близко к левому большому пасику. Видимо пасик цеплялся за металл и рвался. В том же году были сделаны изменения и в металлическом каркасе сделали вырез под пасик. С середины 1958 года каркас уже с вырезом.

 




ШАССИ С ЭЛЕКТРОНИКОЙ

В магнитофонах 1958-59 года выпуска на шасси было установлено четыре реле: Р1, Р2, Р3, Р4. С 1960 года в связи с изменением принципиальной схемы реле Р2 убрали.




С 1960 года и далее изменилась форма контактов переключателя скоростей. Был убран экран с дополнительной контактной группы этого переключателя.


Форма контактов переключателя скоростей изменялась и ранее. В 1958 году контакты имели прямоугольную форму в верхней части и не было выреза в нижней части. С 1959 года форму контактов немножко изменили, а с 1960 года было ещё одно изменение.


В дополнительной контактной группе тоже произошли изменения с 1959 года в связи с корректировкой схемы. Вместо трёх-контактного переключателя установлен двух-контактный.

 

В самых ранних магнитофонах, два первых электролита, которые стоят возле дросселя анодного напряжения, установлены на текстолитовых шайбах, т.е. оторваны от шасси.



Разъём для пульта дистанционного управления в магнитофонах 1958 года черного цвета на 5 контактов. С 1959 года и далее коричневая ламповая панелька на 9 контактов. Кабельный ввод в магнитофонах 1958 года отличаются от последующих выпусков. В 1958 году кабель питания подключался через разъём. Похожие разъёмы использовались в то время (и позже) в различной отечественной измерительной аппаратуре, но для Мелодии изготовили разъём как у немецкого магнитофона, а не поставили готовые, практически аналогичные. С 1959 года эти разъёмы заменили на резиновый кабельный ввод.

 

   


С 1959 года стали устанавливать другой тип реле Р3. В магнитофонах 1958 года это реле более широкое и крепится к шасси на резиновых амортизаторах. 

   


Еще одно небольшое изменение в шасси начиная с 1959 года. Изменился кронштейн крепящий блок с клавишами к раме. В магнитофонах 1958 года выпуска отверстия делали с резьбой М3. С 1959 года без резьбы. Крепление осуществляется винтом с гайкой.

  

Схема магнитофона за годы выпуска несколько раз корректировалась. В самых ранних магнитофонах была дополнительная контактная группа, которая переключала входной сигнал усилителя. В последующих выпусках перключение осуществлялось контактами общей группы клавишного переключателя.

 


С 1960 года была полностью переделана конструкция клавишного механизма. Вместо продольных плоских горизонтальных реек стали использовать круглые в сечении прижимы. Такой же механизм фиксации клавиш применили в магнитофонах "Комета", начало выпуска которых приходится как раз на 1959-1960 годы. Была убрана контактная группа под кнопкой "СТОП" и обмотка реле "Р6". Так же изменилась форма круглых клавиш "ПАУЗА" и "БЛОКИРОВКА ЗАПИСИ", в старых магнитофонах они одного диаметра по всей длине, а в новом механизме они с выступом в нижней части. Клавиша "СТОП" сделана с фиксацией в нижнем положении при нажатии. До 1960 года эта клавиша была без фиксации.

 

Более того, в самых ранних магнитофонах (из первых 300-500), была более сложная конструкция клавишного механизма. Был установлен дополнительный кронштейн под клавишами, что точно повторяет механизм магнитофона Grundig TK-819 (TK-820). На первой фотографии ниже "Мелодия" №247, на второй №596, на третьей фотографии для сравнения механизм магнитофона TK-819. Отсюда можно сделать вывод, что первая партия магнитофонов составляла не более 500 экземпляров. Вторая партия скорее всего тоже была 500 экземпляров. Таким образом получается, что у магнитофонов с серийными номерами от 500 (условно), клавишный механизм второго выпуска, а с 1960 года начали производство клавишного механизма третьего выпуска.

 


 Штоки клавиш в ранних магнитофонах были составные, тоже как у TK-819.

 

Ещё одно наблюдение, не существенное, но всё же. Две вертикальные стойки у левого и у правого блока клавиш в раннем магнитофоне МГ-56 одинаковые, с двумя резьбовыми отверстиями и двумя отверстиями без резьбы. Отверстия предназначены для крепления кронштейна с дополнительным переключателем. В магнитофоне №596 в правом блоке стойки без отверстий, т.е. производились специально разные. В магнитофоне №861 схема коммутации изменена и дополнительный переключатель отсутствует, но отверстия остались. К концу 1958 года два резьбовых отверстия убрали (магнитофон №3021). А с 1959 года отверстия перестали делать совсем.

 

 




ПАСПОРТ / ИНСТРУКЦИЯ

Образец паспортов 1958 года выпуска.