Отличия в конструкции магнитофонов Мелодия МГ-56 разных годов выпуска





информация на сайте периодически пополняется и редактируется

последние изменения

21.11.2018

Отличия в конструкции магнитофонов Мелодия МГ-56 разных годов выпуска

Информация, представленная в этом разделе, является результатом моих наблюдений, основанных на личном опыте по ремонту и восстановлению магнитофонов Мелодия МГ-56 и Комета МГ-201. Я ничего не утверждаю и не доказываю, а просто делюсь этой информацией.


КОРПУС

Накладка на ручку в магнитофонах до 1962 года изготавливалась только из латуни. В магнитофонах 1962 года наряду с латунной встречается и пластиковая. В магнитофонах Комета МГ-201 пластиковая накладка появилась с 1963 года, до этого была латунная. Ручка в Мелодии и Комете одинаковая и взаимозаменяемая. Возможно на заводе в конце 1962 года освоили выпуск ручек с пластиковой накладкой и стали применять такие ручки и на Мелодии и на Комете. Кстати, выемка в ручке под латунную и пластиковую накладку одинаковая, т.е. накладки взимозаменяемые, но отверстия в ручках (для крепления накладок) могут отличаться.



Декоративное латунное кольцо под ручкой в магнитофонах 1958 года больше по внешнему диаметру, чем у магнитофонов последующих лет выпуска, от 1959 и далее.

 


Рисунок и цвет дерматина в корпусах 1958 года отличается от последующих выпусков. Оттенок может отличаться, но рисунок как правило не отличается.



В ранних корпусах 1958 года на резьбовые стойки одеты металлические втулки и бумажные шайбы, прикрывающие стопорные шайбы. Втулки по высоте равны резиновому амортизатору. С конца 1958 года во всех магнитофонах Мелодия МГ-56 амортизатор одевается прямо на резьбовую стойку, без втулок и бумажных шайб. 

 


Еще один интересный корпус (на следующей фотографии) от магнитофона 1958 года выпуска. Деревянный брусок, на котором крепятся резьбовые стойки, имеет толщину 16 мм, тогда как во всех остальных корпусах (всех годов выпуска) толщина бруска 20 мм. Что бы добавить недостающие миллиметры, на каждую резьбовую стойку, под стопорную шайбу подложили резинку, по форме амортизатора. Что это - брак? Как видно из фотографий выше, вообще нет стандарта на изготовление этих брусков. Где-то шире, где-то уже.



Наклейка на задней крышке в 1958-59 годах выполнена на золотистой бумаге. С 1960 года на желтой бумаге. Задняя крышка может быть окрашена разной по текстуре краской.



Серийный номер в 1958 году был написан вручную на бумажном шильдике. Бланк шильдика изготовлен в типографии. До середины 1958 года шрифт на бланке был другой, а год обозначался двумя цифрами "19____", а в конце 1958 года были новые бланки с тремя цифрами "195____". С 1959 года и далее бумажные шильдики клеить перестали, а номер стали выбивать на металлическом шасси.

   


Лицевая панель в разные годы выпуска имела различный цвет, так же как и крышка отсека для ЗИПа. В цветовом решении разных лет на мой взгляд особой логики не прослеживается. Поэтому просто выкладываю фотографии магнитофонов, год выпуска которых мне точно известен.Металлическая часть лицевой панели в 60-е годы иногда красилась молотковой эмалью серого цвета (чаще в поздних магнитофонах 1962 года). Встречаются магнитофоны 1958 года с лицевой панелью, покрашенной гладкой эмалью, без текстуры. 







Латунная надпись «Мелодия» в 1958 году немного отличается от последующих выпусков. Места крепления этой надписи на некоторых магнитофонах 1958 года тоже могут отличаться от более позднего выпуска.



На следующей фотографии первая надпись с крышки магнитофона. Она крупнее, чем на лицевой панели. Две последние от магнитофонов 1958 года, остальные от магнитофонов 1959 года выпуска.



Пластик ручек, клавишь, переключателя в магнитофонах 1958 года более светлый. С 1959 года применялся пластик с желтоватым оттенком. Ручка регулятора тембра в ранних моделях 1958 года с эксцентриком, соответственно патенциометр не имел выключателя.



Замки на корпусе в 1958 году делали с ключом. В 1959 году и далее без ключа. Соответственно конструкция и детали замков тоже имеют небольшие отличия.



Накладка внутри крышки у магнитофонов 1958 года отличается по цвету, но это не отличие от других годов выпуска, просто заметил.



Цвет ручки и соответственно цвет декоративной решетки на корпусе магнитофонов начала и середины 1958 года выпуска более темный. Магнитофоны, выпущенные осенью 1958 года и более поздние, имеют цвет как у магнитофонов 1959 года выпуска, т.е. более светлый. Вообще этот цвет имеет разные оттенки даже у магнитофонов одного года выпуска. 



Крепёжные лепестки у латунной накладки на ручку в магнитофонах 1958 года делали из латуни, с 1959 года и далее из белого металла, возможно из алюминия.




РАМА С КИНЕМАТИКОЙ

В магнитофонах первой половины 1958 года цвет рамы с кинематикой тёмно-коричневый. С конца 1958 года цвет поменяли на зелёный и красили в этот цвет аж до 1962 года. Светлее или темнее, но зелёный. С 1962 года цвет рамы опять изменили на коричневый.



Пластик у подкатушечников в магнитофонах первой половины 1958 года какой-то полупрозрачный. В магнитофонах более поздних, даже 1958 года выпуса, пластик одинаковый и не такой прозрачный. К тому же на ранних магнитофонах на подкатушечники снизу наклеено фетровое кольцо. В дальнейшем фетр не клеели.

  


Встретился магнитофон 1958 года выпуска с гайками крепления рамы круглой формы, с насечкой. Возможно это не штатные гайки, т.к. больше таких не встречал. В остальных магнитофонах стоят обычные шестигранные увеличенные гайки, под ключ на 8. Кстати, в ранних магнитофонах Комета тоже применялись гайки под ключ на 8, позднее только под ключ на 7.



Циферблат счетчика в разные годы выпуска тоже отличается. Когда какой выпускали сложно точно сказать. Мне встречались счетчики с надписью «ПОБЕДА» и внизу на циферблате надпись похожа на «МГ-56». Встречались только с надписью  «сделано в СССР». В магнитофонах 1962 года выпуска встречаются счетчики с черным циферблатом как у магнитофонов Grundig.





Стойка крепления счетчика в магниофонах 1958 года выпуска (на фото ниже зелёный с лампочкой и коричневый) отличается по форме от последующих выпусков. Она имеет два боковых выреза. Там крепится разъем для отключения провода (видно в коричневом счётчике), идущего от трансформатора. В дальнейшем разъем убрали, а провод припаивали к лампочке напрямую. А вот контакт для лампы в зелёном счётчике, не знаю, штатный или самоделка.



Стойка счетчика 1958 года (на фото зелёный с лампочкой и коричневый) имеет еще несколько отличий. Не такие овальные формы загибов, немного другая форма ребра жесткости (треугольник возле отверстий для винтов). Значит была изменена пресс-форма для отливки этих деталей. Зачем?



Разъем «Ш4» 1958-го года выпуска один, прямоугольной формы. С 1959 года он разделён на два круглых. Планка, на которую он крепится, Г-образной формы в сечении в 1959 году. С 1960 года и далее разъем крепится на плоскую пластинку. На поздних выпусках нет экрана на переключателе скоростей.

  


Номер на шасси в 1958 году имеет формат «СБ002-№0000», в 1959 году «СБ03-№0000», с 1960 года просто цифры «000».



Гайки крепления контактных площадок муфт в 1958-59 году ставили круглые со шлицем. С 1960 года ставили шестигранной формы.



С конца 1958 года на раму был установлен фиксатор (или направляющая) пасика левого промежуточного вала. До этого в магнитофонах не было даже отверстий для его установки. Есть и ещё мелкие различия в рамах ранних Мелодий от  последующих. Значит они, как и счётчики, отливались по другим пресс-формам. Стало быть в конце 1958 года произошла смена пресс-форм для алюминиевых деталей.

 


С 1960 года была полностью переделана конструкция клавишного механизма. Вместо продольных плоских реек стали использовать круглые. Такой же механизм фиксации клавишь применили в магнитофонах Комета, начало выпуска которых приходится как раз на 1959-1960 годы. Была убрана контактная группа под кнопкой "СТОП" и обмотка реле "Р6". Так же изменилась форма круглых клавиш "ПАУЗА" и "БЛОКИРОВКА ЗАПИСИ", в старых магнитофонах они одного диаметра по всей длине, а в новом механизме они с утолщением. Клавиша "СТОП" сделана с фиксацией в нижнем положении при нажатии. До 1960 года эта клавиша была без фиксации.



Механизм прижима ленты изначально был скопирован с магнитофона Grundig TK-820, как и остальные узлы. В раннем магнитофоне, начала 1958 года выпуска, установлены прижимы с роликами, как в немецком магнитофоне. Ниже на первой фотографии прижимной механизм Grundig, на второй фотографии прижимной механизм Мелодии МГ-56 начала 1958 года.

 

Видимо такая конструкция была дорогой или не практичной, или по другим соображениям, но осенью 1958 года её заменили на прижимы без роликов. Не скажу, что это хуже или лучше, просто факт. Такая форма прижимов мне встретилась в магнитофоне выпущенном осенью 1958 года. 


А уже с конца 1958 года и далее до конца выпуска этих магнитофонов, был опять установлен прижим изначальной формы, но уже без роликов, а просто с площадкой на которой приклеен фетр. Хотя вырезы под ролики остались.




ШАССИ С ЭЛЕКТРОНИКОЙ

В магнитофонах 1958-59 года выпуска на шасси было установлено реле «Р4». С 1960 года в связи с изменением принципиальной схемы это реле убрали.



С 1960 года и далее изменилась форма контактов переключателя скоростей. Был убран экран с дополнительной контактной группы этого переключателя.



Гнездо для пульта и кабельный ввод в магнитофонах 1958 года отличаются от последующих выпусков. В 1958 году кабель питания подключался через разъём. По всей видимости эти разъёмы были очень не практичные и в ходе эксплуатации часто ломались. Провода пропускали через отломанную заднюю стенку разъёма и припаивали напрямую. С 1959 года эти разъёмы заменили на резиновый кабельный ввод.