Магнитофон Grundig Reporter 700L



  разборка  ремонт / реставрация  после ремонта
Серийный номер 270 13869


Серийный номер 270 03625


Дополнительные фотографии

Видео-1, Видео-2


Давно уже лежат у меня два магнитофона “Reporter 700L”, всё не было времени заняться ими. Вот наконец-то дошла до них очередь. Магнитофоны GrundigReporter 700L” выпускались в 1953-1954 годах. Хорошо, что у меня есть магнитофоны обоих годов, можно будет сравнить.

Модель “Reporter 700L” мало чем отличается от предыдущих моделей “Reporter 300” и “Reporter 500L”. Основное отличие – это две скорости движения ленты, 9 и 19, а соответственно магнитофон дополнился переключателем скоростей. На фото ниже он виден справа на раме, на второй фотографии. Магнитофон Reporter 300” выпускался без корпуса, динамика и оконечного усилителя. Просто как шасси для комбинированной аппаратуры. Он имел выход на внешний усилитель мощности. Следующая модель, Reporter 500L”, это тот же трёхсотый, только в кофре.  

Остальные изменения у  модели 700, незначительны. Вот некоторые из них:

  • на основании кнопочных механизмов изменили вырезы под рычаги
  • убрали разделительные втулки на валу рычагов клавишного механизма
  • изменили способ крепления экранирующего колпака головок
  • добавили стойки фиксации подкатушечников
  • добавили регулятор тембра (колесо в центре, вверху) 

Есть и ещё небольшие различия в конструкции, но все их перечислять здесь нет смысла, т.к. обзор посвящён модели “Reporter 700L”.

 

Из истории создания этой модели магнитофона, мы знаем, что название магнитофона было изменено на “TK-700”. С него и началась аббревиатура “TK” у магнитофонов “Grundig”. В радиомузее, на ряду с “Reporter-700L”, представлен магнитофон “TK-700”. Его отличает от "Reporter 700L" только наличие счётчика ленты (круглый, между катушками).  

 

Нигде на магнитофоне нет обозначения "TK-700", даже наоборот, на крышке и в паспорте написано "Reporter 700L", как и было раньше. Есть и у меня такой вариант, со счётчиком. Что интересно, счётчик установлен вместо второй стойки, крепящей лицевую панель. Отверстие под счётчик в лицевой вырезано очень аккуратно. Прикручен счётчик к раме двумя винтами, на которые одеты алюминиевые втулки. Точно такие же втулки установлены и в других местах этого магнитофона. А вот в раме отверстие под счётчик сделано ужасно.

Такое впечатление, что счётчик устанавливался кустарно, но известно уже как минимум два экземпляра со счётчиком. Похоже на серию. А на заводе могли бы и аккуратнее сделать. 

 

В правом подкатушечнике проточен желобок для пасика. Сделан он скорее всего на токарном станке, т.к. выполнен очень точно и аккуратно. Но самое интересное - это Z-образный кронштейн, который придерживает правый подкатушечник. В нём скошен один бок для прохода пасика. В простой версии "Reporter 700L" такого скоса нет. Сделан этот скос промышленно, не самоделка, и покрашен той же краской, что и вся рама. Видимо можно считать эту модификацию за модель “TK-700”.

Был ещё и экспортный вариант магнитофона "Reporter 700L". Но он отличается только надписями на лицевой панели на английском языке. И возле переключателя скоростей приклеен латунный шильдик с обозначением скорости в дюймах.

 

В отличие от магнитофона "TK-5", у "Reporter 700L" раму с кинематикой можно отделить от шасси, не отпаивая при этом половину деталей. Самое трудоёмкое – это отпаять переключатель скоростей, всё остальное не составляет труда. А вот, что бы разобрать шасси, придётся распаять почти всю электронику.   


 


Корпус

На корпусе магнитофона 1953 года вся фурнитура выполнена не из латуни, а из простой стали с покрытием под золото (кроме металлических ножек, ножки никелированные). С внутренней стороны сталь без покрытия и поэтому ржавеет. У магнитофона 1954 года, фурнитура латунная, только держатели ручки остались стальные.

Замки для магнитофонов Grundig производила фирма "Jdeha" (Johann Dietrich von Hagen Metallwaren Fabrik), основанная в 1885 году. Фирма существует до сих пор.


Чтобы декоративные обрамления не потеряли свою форму при демонтаже, вставляю в них деревянный клин с небольшим скосом. Обратный монтаж производится так же с применением клина.

  

Разный шрифт на ручке регулятора громкости в 1953 и 1954 годах.

 



Шасси

Шасси у магнитофона 1953 года имеет серебряный цвет, у магнитофона 1954 года – золотой (или светло-бронзовый). Рамы с кинематикой окрашены одинаково.

 

Очень удобно сделана контактная площадка. В руководстве к магнитофону есть карта напряжений, по которой можно проверить некоторые напряжения.

 

На некоторых движках клавишного переключателя установлены защитные полоски, это защита от замыкания. В непосредственной близости от этих движков находятся винты нижней муфты. 



Рама

Очень интересно снимаются рычаги под клавишами (фото ниже). Конструкция так создана, что сначала рычаг отводится под наклоном вниз, затем выводится над стойкой и только тогда снимается. Удивительные инженерные решения.

  

 


Цанговый зажим под муфтой. Что бы разобрать узел, кольцо нужно отжать вверх, но не повредить при этом латунную шайбу под кольцом. Затем цанговая втулка просто снимется с вала муфты.

 


В 1954 году изменилась прижимная площадка нижней муфты (на фото ниже: слева 1953 год, справа 1954 год). Функционально всё осталось без изменений.



Подающий и принимающий узел у магнитофона одинаковы. Каждый узел состоит из двух муфт - верхней и нижней. Верхняя муфта установлена между двумя половинками подкатушечника и при срабатывании обеспечивает их жёсткое сцепление в режиме перемотки. Нижняя муфта расположена под рамой и при сробатывании создаёт небольшое сцепление двух половинок подкатушечника для подмотки ленты в режиме записи или воспроизведения. При нажатии клавиши "Стоп" включаются обе нижние муфты. Так как движение узлов разнонаправленное, происходит остановка ленты. 

Ниже на фотографии показаны комплектующие одного из узлов. Разложены они в том порядке, в котором устанавливаются.

 


При сборке узла нужно выполнить одну регулировку. Перед тем, как затянуть цанговый зажим, нужно отрегулировать люфт пластмассового шкива по вертикальной оси. Он должен составлять 1 мм. При замере от станины до верхней кромки шкива, у меня получилось 18 мм в нижнем положении и 19 мм в верхнем.


При этом нужно следить, что бы лепестки медной шайбы не выскакивали из прорезей цанги (фото ниже). На этой фотографии показано устройство нижней муфты (без катушки). При срабатывании электромагнита муфты, подтягивается вверх нижний диск и поднимает медную шайбу, которая в свою очередь приподнимает пластмассовый шкив подкатушечника. Ход по вертикали у нижнего диска небольшой, меньше миллиметра. После сборки узла нужно пальцем прижать нижний диск к электромагниту, при этом пластмассовый шкив должен свободно вращаться и даже может иметь небольшой дополнительный люфт, не более 0,5 мм.


В связи с тем, что пластмассовый шкив подкатушечника может подниматься на миллиметр по вертикальной оси, у обводного ролика тоже предусмотрен небольшой свободный ход по вертикали, что бы не соскакивал со шкива пасик. Винт, крепящий обводной ролик, имеет левую резьбу. Под винтом, с внутренней стороны рамы, наклеен на раму изолятор. Его удалять не следует, можно заменить на новый при необходимости.


После сборки нижней части подкатушечников, одеваем верхнюю часть. Сначала на вал муфты одеваются тонкие шайбы. Эти шайбы создают зазор между верхней и нижней частями подкатушечника. При выключенных нижних муфтах между пластмассовыми половинками подкатушечника должен быть небольшой зазор, обеспечивающий свободное вращение верхней части. Если зазора нет, нужно подложить дополнительные шайбы. При срабатывании нижней муфты, нижняя часть подкатушечника приподнимется и этого зазора быть не должно.

Электромагниты муфт работают от анодного напряжения. Это примерно 260-270 вольт. В следующих моделях магнитофонов "Grundig", имеющих электромагнитные муфты (TK-820 и прочие), напряжение на муфтах понизили до 20-40 вольт, сделав дополнительную обмотку на силовом трансформаторе.

При включении магнитофона, при условии, что ни одна клавиша не нажата, т.е. режим "Стоп" и мотор не крутится, анодное напряжение подаётся на две нижние муфты через резистор 18 ком / 4Вт. Муфты должны приподнять подкатушечники. Если этого не произошло, в первую очередь нужно проверить контакт у левого гнезда панели входов/выходов (фото ниже, на схеме ниже он обозначен красным кругом, номера контактов 119 и 120). Через него проходит питание нижних муфт. На схеме эти муфты выделены красным цветом, а так же красным выделены замкнутые в режиме "Стоп" контакты, через которые подаётся напряжение на нижние муфты. 

 

Итак, в режиме "Стоп" мотор не крутится, нижние муфты включены - это своеобразный тормоз. При нажатии любой клавиши на левом блоке, включается мотор и нижние муфты обесточиваются.Верхняя и нижняя части подкатушечников выходят из зацепления и катушки с заправленной плёнкой стоят на месте. При нажатии клавиши "Start", включается прижимной электромагнит и резиновый ролик прижимается к тонвалу. Сила притяжения ролика никак не регулируется. На штоке электромагнита есть регулировка, но она только на прижатие ролика к тонвалу. Дальнейшая регулировка силы прижатия не прибавляет.

Верхние муфты включаются в режиме перемотки влево или вправо, соответственно через контакты 33-34 и 19-20.

Внутри каждого подкатушечника есть небольшая подпружиненная латунная шпонка. Назначение её не понятно. Ответного паза на валу нет. Возможно она нужна для устранения дребезга подкатушечника при перемотке.

 

Средняя часть ротера двигателя, как правило у всех Репортеров ржавая. Модель, номер и дата практически не читаются. Самое главное это дата, т.к. у Grundig именно по дате на двигателе определяется дата выпуска магнитофона. Модель двигателя тоже полностью разобрать не удалось. Два символа не разобрал. Модель:  KL ?? F/Q1


Что бы отшлифовать вал двигателя, его можно запустить от сети 220 в, через конденсатор 4-5 мкф / 300 в. Подключить сеть можно к трём первым или к трём последним выводам.



Для смазки двигателя предусмотрено отверстие в раме (на фото указано красной стрелкой). На некоторых магнитофонах есть надпись, которая указывает на это отверстие и содержит следующий текст: "Масло примерно 20 капель Shell Voltol Gleitol 0 или Shell Tellus 29". Под этим отверстием находится неглубокая лунка на корпусе двигателя. Туда попадает масло и постепенно стекает к валу.

 


Ртутный выключатель. Подаёт питание на двигатель. ОСТОРОЖНО! На него подаётся высокое напряжение.


При сборке лентопротяжной части кинематики, необходимо отрегулировать крайние стойки по высоте (подкладывая под них шайбочки), что бы плёнка не задевала за катушку. Затем подстраивается средняя стойка и головки.


Высоту головок производитель рекомендует настраивать следующим образом: нижняя часть сердечника стирающей головки должна выступать на 0,1 мм, а сердечник универсальной головки должен точно перекрывать край ленты.

ВНИМАНИЕ! У магнитофона рабочая половина ленты нижняя, а не верхняя, как у большинства магнитофонов.